К 1990 году СССР занимал третье место в мире по производству металлообрабатывающего оборудования. Было много станкостроительных заводов, специализирующихся, в том числе, и на токарных станках. Многие из них были основаны в 1930-х или 1940-х годах XX века, но "развал" Советского союза пережили не все, по крайней мере, не остались работать в прежнем формате. Некоторые предприятия до сих пор оснащены оборудованием, оставшимся с той эпохи и успешно выполняют токарные работы на заказ.

СССР: самый "циклопический" и самый распространенный токарный станок

Насколько большим вообще может быть токарный станок? Теоретически предел ограничивается так называемой "кривой Земли". Это линия длиной 5 км, после которой токарный станок не может выполнять свою работу, а именно вносить в объект симметричные изменения. Ведь принцип работы их одинаков: это вращение заготовки, например, из металла, вокруг своей оси для различного рода обработки. Это могут быть резка, накатка, шлифование, поворот, деформация и т. д.

табличка на заводе

Токарные станки бывают нескольких видов. Например, токарно-карусельные. В 70-е годы XX в. такими прославился завод тяжёлых станков в Коломне. Его основатель из числа переселившихся балтийских немцев Эмиль Липгарт купил земли у крестьян в селе Бочманово для производства сельскохозяйственных машин. Он со своими компаньонами одним из первых ввёл на предприятиях правила внутреннего распорядка и условия найма, которые защищали права рабочих. Кстати говоря, эти рабочие не стали участвовать в революции 1905 года.

Предприятие было "национализировано" после 1917 года, да и отношение к рабочим тоже поменялось — отстающим стали присваивать "орден черепахи". Благодаря этому к концу 1936 года было 71% "стахановцев", которые работали "ночью так же, как и днём". За все время существования предприятие выпустило более 1 000 типов и моделей машин. Примерно 1/4 продукции поставлялась в 50 стран мира. Традиционными считались карусельные станки, а в 1970 вышел двадцатиметровый станок-гигант КУ299 ("Коломенский уникальный"), который приобрела японская фирма Hitachi. Вес его составлял больше 1 000 тонн, а обрабатывать заготовки он мог в 560 тонн. Как представить эту цифру? Например, столько весит опора некоторых мостов. Вес легкового автомобиля может доходить до 1,5 тонн, так что 560 тонн — это примерно вес 373 автомобилей.

карусельный станок

Особенность этого двустоечного токарно-карусельного станка заключалась в необычном портале. Поперечина с суппортами устанавливалась на специальных тумбах, которые перемещались в горизонтальной плоскости. Если нужно было увеличить высоту, это делалось специальным проставками между поперечиной и тумбой.

Ещё одно "детище" Коломенского завода тяжёлых станков — КУ466, который мог обрабатывать детали высотой до 5 м и диаметром до 22 м. Он создан вместе с фирмой Sсhiess. В настоящее время эта машина, говорят, до сих пор работает в Китае.

Тяжелый станок

Если упомянуть другое предприятие — это красный "Красный пролетарий", который занимался выпуском, в том, числе, знаменитого 1К62. Это токарно-винторезный станок, считается самым распространённым в своё время среди подобного типа оборудования. Ось вращения на нём расположена горизонтально. В настоящее время можно найти только старые модели или современные аналоги. Вес станка 2 300 кг, максимальная нагрузка на патрон не должна быть более 500 кг, несмотря на возможный вес детали 1,5 т. Оборудование позволяло обрабатывать цилиндрические, конические, сложные поверхности внутри и снаружи. Резьба была возможна при помощи резцов, свёрел, зенкеров, плашек. Позволял работать и с закалёнными заготовками.

Современные модели значительно усовершенствованы с точки зрения требований для проведения токарных работ. За услугами можно обращаться в специализированную компанию.